Китайские благовония и Чай

Искусство возжигания благовоний, наряду с искусством чая, является одним из древних, глубоких и утонченных видов деятельности. Хотя каждый из этих видов искусства самостоятельный, иногда они пересекаются. Например, в описании чайного действа У И (ссылка) одним из первых действий значится: "焚香静气 – Fen Xiang Jing Qi (Фэнь Сян Цзин Ци) – «Возжечь благовоние, (чтобы) успокоить Ци». Для того, чтобы создать спокойную атмосферу уединения и общности, успокоить сердце и избавится от забот, возжигается сандал."


Нередко можно увидеть, что благовония сопровождают чаепитие. Благовоний в мире много, но сейчас речь о китайских благовониях (Сян, Xiang, ) и о китайском чае. В отличии от Ча Дао, Сян Дао - "Путь Аромата" еще мало известен и распространен за пределами Поднебесной, и информации о нем на русском мало. Если в чайных встречаются благовония, то это чаще всего благовония из сандала (Tan Xiang, 檀香) или - реже - агарового дерева (Chen Xiang, 沉香). Начальный уровень постижения сянов - сформированные в палочки, спирали, конусы.


Благовония в форме конусов, "пуль", слитков золота и других крупных форм дают много дыма. В чайной комнате более уместны будут тонкие палочки, спирали или порошковые благовония.

На первый взгляд, аромат сянов, даже таких тонких, как китайские, может мешать восприятию аромата чая. У чая свой аромат, у сяна - свой, и бывает человеку трудно воспринимать их одновременно. Поэтому в случае дегустации чая, когда чай пьется человеком первый раз, пожалуй, не стоит сопровождать чаепитие возжиганием сянов.

Но есть и другой уровень, на котором между чаем и сяном обнаруживаются некоторые созвучия:
1. Чай и сян требуют некоторого навыка, развития вкуса для понимания. Изначально чай - это всего лишь "горькая трава", а сандаловые благовония - это всего лишь дерево. Но внимательное вслушивание в их природные ароматы постепенно открывает двери в целую Вселенную.
2. "Польза бесполезного". Как чай существует не для утоления жажды (для утоления жажды подходит только один напиток в мире - чистая вода!), так и сян - не ароматизатор для помещений. В них нет острой бытовой нужды, но ведь польза некоторых вещей измеряется совсем не бытовой необходимостью.
3. Состояние. Хороший чай и хороший сян мягко переключают мозг с коротких волн суеты и бесплодного житейского мельтешения на более длинные волны спокойствия, расслабленности и созерцательности.

Получается, чай и сян - разные по форме, но действуют созвучно друг другу. И их сочетание в одно время и в одном месте позволяет глубже почувствовать и то, и другое. Для этой практики стоит брать хорошо знакомый чай и хорошо знакомый сян, и тогда они могут раскрыть неизведанные прежде грани.
~~~
Копирование и использование материалов допускается только при условии письменного разрешения автора и указания активной ссылки на блог.

Комментариев нет :

Отправить комментарий